Музей
Старооскольской дистанции пути
имени Морозова Б.А.

Борис Александрович Морозов родился в потомственной семье железнодорожников 18 января 1927 года в городе Иркутске. Его отец - Александр Федотович Морозов - был предан своей профессии всю жизнь и прошел путь от рядового железнодорожника до зам. начальника Юго-Восточной железной дороги.
Б. А. Морозов закончил Московский институт инженеров транспорта в 1949 году, первое назначение на работу получил на Белорусскую железную дорогу, на станцию Унеча назначен заместителем начальника дистанции. С 1951 до начала 1953 года работал заместителем начальника дистанции пути в городе Елец.
С февраля 1953 года Борис Александрович получил назначение в Старый Оскол.  Состояние пути требовало большого приложения труда, профессиональных знаний, личного мужества и глубокого чувства ответственности.
В дистанции пути находились большие мастерские, которые обеспечивали путейскими деталями всю Московско-Донбасскую железную дорогу. Морозов Б. А. построил силами своей строительной бригады новую контору, клуб, жилье для железнодорожников и даже организовал кружки художественной самодеятельности с духовым оркестром.
Свою первую профессиональную награду "Почетный железнодорожник" Борис Александрович получил именно в Старом Осколе в возрасте 28 лет.


В 1959 году Морозов Б. А. перешел на работу в Воронеж, он получил должность начальника службы пути в возрасте 32-х лет. Новому начальнику службы пути пришлось сделать многое: объехать всю дорогу, лично увидеть состояние пути, познакомиться со всеми начальниками дистанции пути. Работа велась планомерно и кропотливо. К 1965 году участок за участком приобрели необходимый эксплуатационный вид.
В 1966 году Морозов Б. А. был переведен на должность заместителя начальника дороги. Под его ответственностью находилась работа  путевого хозяйства, дорстройтреста, отдела капитального строительства, дорпроекта, служба гражданских сооружений. Постепенно путевое и строительное хозяйство были приведены в порядок, все шло по плану, крушений и аварий на дороге не случалось.
В середине 1970 года Морозов Б. А. дает согласие на работу в Москве в Министерстве путей сообщения.

С 1970 года Морозов Б. А. начал работать в Москве начальником отдела, заместителем начальника путейского главка, новое назначение было чрезвычайно сложным: на нем лежала ответственность за безопасность движения по всей стране.
Позже Морозов Б. А. получает назначение главка, расширяется зона ответственности, прибавилось текущее содержание пути капитальные ремонты. В 1973 году Морозов Б. А. становится одним из авторов принципиально новой технологии проведения капитального ремонта пути. В результате внедрения в жизнь "Пермского метода" в норму жизни вошли переодичность предоставляемых "окон" не менее 2-х раз в неделю; продолжительность "окон" 6-7 часов.
В 1978 году Морозов Б. А. был назначен заместителем Министра путей сообщения, начальником главного управления пути.
В 1983 году - поездка с Министром путей сообщения страны в Среднюю Азию, доклад на коллегии Министерства, поездка в Чехославакию.
В 1984 году Борис Александрович провел огромную работу по обеспечению скоростного продвижения поездов в направлении Москва-Санкт-Петербург.
1985 год - Морозов Б. А. был командирован в Австрию на переговоры о приобретении лицензии на производство путевых машин фирмы Тойлер-Плассер.

 

Звание лауреата Государственной премии при жизни Борис Александрович не получил, его вручили семье почти четверть века спустя. Это высокое звание он получил за разработку и внедрение передовых методов и конструкций в области строительства, металлургии, машиностроения и оборонной техники.

Путейцы Старого Оскола не забыли трудовой талант и организаторские способности Бориса Александровича Морозова, которые он отдал становлению и техническому перевооружению дистанции. Внимательно следили они и за его новыми, масштабными делами на посту заместителя министра путей сообщения СССР. С 1977 по 1986 год он определял тактику и стратегию развития путевого хозяйства державы. Его заслуги до конца еще не оценены. 
В марте 2002 года Бориса Александровича не стало. Ветераны Старооскольской дистанции решили увековечить память о своем бывшем соратнике и руководителе. На Юго-Восточной дороге и в МПС их инициативу поддержали. И 8 января 2003 года глава администрации Белгородской области Евгений Савченко подписал постановление о присвоении имени Морозова Старооскольской дистанции пути. 

Благодарим Музей Старооскольской дистанции пути имени Морозова Б.А. за предоставленный материал. В статье были использованы страницы книги Натальи Протопоповой "Память сердца"