Формирование предпосылок к продуктивной деятельности у детей с синдромом Дауна в групповой работе.
[ Скачать с сервера (19.5 Kb) ]10.11.2017, 01:00

Художественное творчество, на наш взгляд является ориентиром для коррекционного воспитания детей с задержкой психического развития, детей с синдромом Дауна. По словам И.А.Лыковой, «художественное творчество является своеобразным коррелятом душевных состояний ребенка, выражением его психики, отражением индивидуальности».
Нашу группу посещает девочка с синдромом Дауна, Ангелина. Девочка доброжелательная, любит находиться в обществе детей. Физическое развитие ребенка находится на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих. Культурно-гигиенические навыки сформированы в определенной степени. Речь у Ангелины отсутствует, имеются зачатки лепета. Мы заметили, что ребенок проявляет наибольший интерес к художественному творчеству. Активно включается в работу по выполнению продуктивных видов деятельности, проявляет заинтересованность к работам других детей. Главную цель своей работы мы видим в формировании предпосылок к продуктивным видам деятельности в групповой работе. В целом продуктивные виды деятельности вносят существенный вклад в компенсацию первичных нарушений в структуре имеющихся у ребенка отклонений и в коррекцию вторичных недостатков, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии его личности, поведении и общении, социализации в целом.
Продуктивная деятельность - это превращение того или иного исходного материала (комплекса материалов) в конкретный продукт в соответствии с поставленной целью (замыслом). В детском саду, продуктивная деятельность организуется по отдельным ее видам в рамках специальных занятий. Игру принято считать основным видом деятельности ребенка. Соответственно, только в игре можно получить продукт деятельности. Результатом художественной деятельности является: рисунок, фигурка из пластилина, аппликация.

Групповая работа помогает сформировать у ребенка опыт, необходимый для его дальнейшей интеграции, мотивирует детей к развитию. У ребенка в кругу детей активизируется мотив достижения, появляется необходимость отстаивать свои интересы и возможность подражать другим, тем самым обучаясь. Находясь в группе, ребенок учится общению и взаимодействию с детьми и взрослыми. Такой опыт общения и взаимодействия они могут получить в детском саду. В группах для детей с синдромом Дауна рекомендуется не более четырех детей, так легче учитывать индивидуальные особенности ребенка. В тоже время каждый ребенок получает возможности общения с разными детьми, т.е. разный социальный опыт. Для того, чтобы групповое занятие было эффективно как для каждого ребенка, так и для группы в целом, в одном занятии могут сочетаться очень «простые» и «достаточно сложные» задания. Такой подход учитывает сильные и слабые стороны каждого ребенка, его зону ближайшего развития, а также способствует повышению самооценки и позитивному отношению детей друг к другу.

Учитывая ряд особенностей в развитии детей с синдромом Дауна, следует соблюдать некоторые правила при проведении продуктивных видов деятельности.

Общие принципы организации и проведения занятий:

1. Ребенок должен сидеть напротив педагога, чтобы ему было легко видеть жесты педагога и слышать инструкцию.

2. Инструкция должна быть короткой, четкой, подкрепленная жестами.

3. Использовать яркий сенсорный дидактический материал. Опора на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы.

4. Динамично сменяемые задания (сначала 2-3 минуты, затем 5-7 мин)

5. Помощь строго дозируется. Возможна помощь, действуя руками ребенка. Задание должно быть закончено.

6. Задание, которое вызывает трудности необходимо разбить на шаги.

7. Усложнение заданий в форме игры.

8. Поддержка ощущения «успешности».

Групповые занятия планируются в соответствии с общими групповыми целями и соотносятся с индивидуальными целями каждого ребенка. Задания организуются таким образом, чтобы каждый ребенок мог принять участие, кто-то принимает роль ассистента, а кто-то выполняет задание самостоятельно. Сотрудничество характеризуется стремлением понять и поддержать друг друга, чтобы достичь результата, учитывая, интересы друг друга, как свои собственные и добровольно проявляя активность. Основное внимание детей обращается на освоение отношений: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать других и себя.

Уже на начальном этапе обучения изобразительной деятельности отдельное внимание уделяется развитию движений рук ребенка, формированию пальцевых захватов, отделению пальцев друг от друга и развитию координации рук. Развитие всех видов моторики кистей и пальцев и зрительно-двигательной координации служит основой для большинства видов деятельности, закладывает фундамент устной и письменной речи, а так же способствует познавательной активности детей.

Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки, образная сфера в целом. На данных занятиях у детей формируются элементы учебной деятельности - умение принять задачу, удержать ее в ходе выполнения задания, произвести первичную элементарную самооценку. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведения ребенка, наполняют смыслом его самостоятельную деятельность.

Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой для развития у ребенка изобразительных навыков, т. е. умения изобразить предмет той или иной формы. В ходе выполнения аппликаций также создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.

При создании аппликации из бумаги, мелких бытовых предметов и природного материала ребенок осваивает пинцетный захват: предмет берется подушечками большого и указательного пальцев. На этом этапе формируется умение стабилизировать запястье и совершать им вращательные движения, вращая на весу.

Лепка отлично подходит для тренировки мышц рук и точных захватов пальцами. Мы используем на занятиях следующие задания:

- разминать пальцами пластилин, расплющить его на столе и между ладонями, размазывать указательными пальцами по доске для лепки;

- раскатывать на столе и между ладонями столбики;

скатывать на столе и между ладонями шарики;

- разрывать и соединять края пластилинового столбика;

- втыкать в пластилин мелкие палочки, прикреплять к нему пуговицы, бусины;

- прищипывать пластилин, делать пальцами вмятины и т.д.;

- соединять отдельные детали в простые фигуры типа «снеговика», «грибка», «неваляшки», «пирамидки».

Конструктивная деятельность широко представлена в повседневной жизни ребенка и использована в игре. Ребенок может строить самостоятельно все, что потребуется ему для игры.

В конструктивной деятельности девочка учится различать свойства и качества предметов, выделять предметы из общего фона, способам манипуляций с предметами. У ребенка формируются поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач.

Сотрудничество детей со сверстниками представляет собой тип взаимодействия:

- требующий объединение усилий участников;

- предполагающий взаимное согласование на уровне целей планирования, регуляции и достижения значимого общего результата;

- характеризующийся: активной помощью детей друг другу, достижением индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности.

Важно организовать позитивное взаимодействие детей, чтобы они научились получать удовольствие от общения друг с другом. Эта задача успешно решается в парных и коллективных формах художественного творчества. Наиболее эффектны по совместному результату такие виды и техники художественного творчества, как аппликация из готовых силуэтов (или наклеек), лепка из соленого теста и пластилина, конструирование из строительного, бытового и природного материала, коллажирование из разных материалов (природных, бытовых).

Арт-технология «Коллажирование» всё чаще используются на разных ступенях образовательного процесса. Арт-терапевтические методики и арт-технологии находят свое применение не только в рамках терапевтического воздействия, но и при решении диагностических, коррекционных, психопрофилактических задач. Одной из разновидностей арт-технологий является техника коллажирования. В современной педагогике искусства И. А. Лыкова разработала разные варианты этой технологии, основанные на разнообразии художественных материалов и их художественной трансформации: «Живой натюрморт» (бумага), «Детская флористика» (коллажи, аранжировки, инсталляции из природного материала), «Экопластика» (детский дизайн). Используя эту технологию, мы имеем возможность определить существующее на данный момент психическое состояние ребенка, выявить актуальное содержание его самоощущения и самосознания, понять его личностные переживания, ожидания, сомнения, огорчения и радости.

При изготовлении коллажа у детей не возникает напряжения и дискомфорта, связанных с отсутствием художественного опыта, специальных умений и способностей. Техника коллажирования позволяет каждому быть успешным «здесь и сейчас», получить хороший результат, повысить самооценку, адекватно выразить свои эмоции, испытав при этом чувство подлинной, глубокой радости.

Предпосылкой развития продуктивных видов деятельности ребенка является появление определенных потребностей, мотивов, интересов. Например: чтобы ребенок с синдромом Дауна начал действовать с предметами, у него должна возникнуть потребность в их употреблении, в овладении способами действий с ними. Однако одной потребности для возникновения деятельности недостаточно, ребенок должен научиться понимать цель деятельности в доступной форме, в доступных пределах анализировать условия ее осуществления. При этом малыш должен иметь уже достаточный уровень развития восприятия, наглядно-действенного мышления, общей и тонкой ручной моторики. Этому на наш взгляд способствует художественное творчество в групповой работе.

Категория: Мои файлы | Добавил: Администратор
Просмотров: 182 | Загрузок: 47 | Рейтинг: 0.0/0