Нетрадиционные формы ООД как метод повышения интереса к получению знаний у старших дошкольников
[ Скачать с сервера (17.2 Kb) ]01.08.2018, 12:48

Нетрадиционные формы ООД как метод повышения  интереса к получению знаний у старших дошкольников
                                                                                                                            Диденко И. А.


Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика.
Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на занятиях внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И нам в этом помогают нетрадиционные занятия.
При организации с детьми нетрадиционных форм ООД мы руководствуемся психолого-педагогическими принципами, на основе которых формируются основы культуры и познания ребёнка:
- деятельностный подход,
- принцип интереса,
- сочетание индивидyaльнoй и коллективной деятельности,
- единство отдыха и познания.
В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные занятия:
Занятия-соревнования.
(Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)
Занятия КВН.
(Предполагают разделение детей на 2 подгруппы).
Театрализованные занятия.
(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)
Занятия - сюжетно-ролевые игры.
(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
Занятие - консультации.
(Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка).
Занятие - взаимообучение.
(Ребёнок -«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, лепке, рисованию).
Занятия-аукционы.
(Проводятся как настольная игра «менеджер»)

Занятия-сомнения (поиска истины).
(Исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает).
Занятия-путешествия.
Бинарные занятия.
(Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа).
Занятия-сказки.
Занятия-концерты.
(Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию)
Занятия-диалоги.
(Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
Занятия типа «Следствие ведут знатоки».

(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

Занятия типа «Поле чудес».

(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей).

Занятие типа «Викторина»

(Проводится как игра - викторина с ответами на вопросы: что? где? когда?).

Результатом, проведенной работы, становится: повышение уровня развития и овладение детьми умениями ориентироваться в новой, нестандартной ситуации; понимать инструкцию и алгоритм деятельности;  умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; умение выслушать другого и прийти к общему решению; вести диалог с взрослыми и сверстниками; умение отстаивать свою точку зрения в общении; умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
Исходя, из всего, вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

-использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей;
-можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;
-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи детей;

-занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;
в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры);
-ребята с удовольствием ждут таких занятий.
Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по ООД разных образовательных областей, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.
Нетрадиционные занятия чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них: соревнование, театрализованные, сюжетно-ролевые, сомнение, сказки, следствие ведут знатоки, путешествие можно использовать при изучении нового материала.
Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.
 Занятия в нетрадиционной форме помогают повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание и интерес.

Категория: Мои файлы | Добавил: Администратор
Просмотров: 534 | Загрузок: 165 | Рейтинг: 0.0/0