Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях.
[ Скачать с сервера (25.1 Kb) ]29.11.2016, 05:30

Диденко И.А.

 

  Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка,  едва ли не основная роль принадлежит двигательной активности. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус. 
    В связи с этим проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. В процессе этой деятельности необходимо решить следующие задачи:
•    обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса; 
•    формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах; 
•    реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей; 
•    формировать основы безопасности жизнедеятельности; 
•    оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни. 
      Наиболее эффективными формами взаимодействия с детьми по  сохранению и укреплению здоровья воспитанников  является ежедневная практическая деятельность педагогов: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультурные минутки, дыхательная гимнастика, прогулки, разнообразные закаливающие процедуры, корригирующие гимнастики (профилактика плоскостопия, укрепление зрения), массажи, спортивные праздники, расслабляющие упражнения, кружковая работа.                                                                                                  В современных условиях здоровьесберегающая деятельность должна ориентироваться на здоровье ребёнка ни как сиюминутное состояние, что характерно для медицины, а как на процесс. Если в 20-м веке основные надежды связывались с деятельностью медицинского персонала и выполнением требований СанПиНа, то в новой разработке здоровья, акцент смещается с лечебной медицины на педагогические методы сохранения, укрепления здоровья детей, в том числе,  к обучению и применению здорового образа жизни дошкольниками.  Поэтому главная особенность здоровьесберегающего воспитания – формирование мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья, их стремления вести здоровый образ жизни. В поведенческих реакциях детей существуют следующие генетически обусловленные мотивации:
•    самосохранение;
•    подчинение этнокультурным требованиям;
•    подчинение микро-социуму (стиль поведения «все как один»)
Используя в своей педагогической практике эти знания врождённых свойств характера детей, можно формировать их поведение в области здорового образа жизни.                                                                                                                 Так же существуют разнообразные формы, виды  организации деятельности, направленные на формирование у детей позитивного поведения, на самоусовершенствование своего тела и духа, сохранение и укрепления собственного здоровья.
1. Личностно-ориентированный подход.                                                                         В нашей работе применим деятельно-личностный подход в воспитании т.к. человек проявляется и развивается в деятельности. Независимо, в каких направлениях заняты дети, педагоги стимулируют каждого ребёнка на достижение, успех и продвижение вперёд по сравнению со своим предыдущим результатом. Для этого применяем как вербальные методы: Молодец! Я горжусь тобой! Ты радуешь нас! Гораздо лучше, чем на прошлом занятии. Твоё старание не прошло даром и т.д., так и невербальные: одобрительная улыбка, жест и др. Кроме того, в знак признания привлекаем детей к роли помощника, организатора, помочь овладеть навыками и умениями другим детям, в чём сам преуспел.
 2. Максимум оценок и минимум отметок.                                                                               Оценивать необходимо не только практические умения и навыки, техническую составляющую успехов воспитанников, но и личностные качества, проявленные при подготовке и участии в состязаниях. Главное не сломать, а вселить уверенность, дать почувствовать гордость за себя и за причастность к общекомандному успеху. Ведь каждый ребёнок внёс свою лепту, своё старание в том виде деятельности, в котором он успешен, а может и уникален!
3. Праздники, которые активно готовят и участвуют в них сами дети и родители.
4. Приёмы арттерапии (музыка, изобразительная деятельность, элементы театральной педагогики).
5. Игровые методы (дидактические, деловые, сюжетные, подвижные и ролевые и др.)
   В настоящее время многие из детей находятся на грани нервного срыва. Поведение становится необычным (девиантным) – это гиперактивность, переходящая в агрессию, высокую  конфликтность или в замкнутость, разные фобии и т.д. Причины, возможно, в отсутствии контакта, понимания и тепла со стороны близких людей. Конечно, это можно выяснить во взаимодействии с родителями, не теряя при этом педагогического такта, но для сохранения психофизического здоровья детей  нам, педагогам, необходимо:
•    Демонстрировать своё уважение к ребёнку.
•    Видеть положительное, позитивное в поступках, помыслах, действиях.
•    Быть советчиком ребёнку, а не судьёй. Обсуждать способы действия, возможные последствия и как на них отреагировать, что и как можно изменить.
•    Понимать его переживания, сочувствовать, т.е. проявляет эмпатию.
•    Иметь мужество признать свои ошибки, извинится за нанесённую обиду или неблаговидный поступок.
       Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.  Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей для педагога является развитие у них самостоятельности и ответственности. Мы должны стремиться к применению детьми полученных в образовательном учреждении знаний в реальной жизни.                                                                             Внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ: 
       • занятия физкультурой, прогулки 
       • рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, создание условий для полноценного сна 
       • дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды 
      • бережное отношение к окружающей среде, к природе 
      • медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение его рекомендаций, ежегодное  прохождение медосмотра  
      • формирование понятия "не вреди себе сам"                                                                                                                  
   Мы так же прекрасно понимаем, что многое зависит от позитивной позиции родителей по данному вопросу. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности. Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако и в этом направлении мы наблюдаем явно недостаточную активность родителей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата.    В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. 
 Взаимодействие педагогов МБДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Задачей педагогов перед родителями состоит в информировании, пропагандировании, вовлечении в совместную деятельность по данному вопросу через оформление журналов, альбомов о детской жизни, семейных газет по ЗОЖ из семейного опыта, конкурсов, оформлении страниц сайта, досуги и развлечения.               
    Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий - сохранит умственную и физическую работоспособность, создаст положительный эмоциональный тонус ребёнка;  повысит результативность образовательного процесса; сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентиры, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

                Список литературы:

1.    Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
2.    Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”. М.; 2011

Категория: Мои файлы | Добавил: Администратор
Просмотров: 1008 | Загрузок: 163 | Рейтинг: 0.0/0