Планирование образовательного процесса в ДОО по ФГОС
[ Скачать с сервера (21.0 Kb) ]10.11.2017, 00:51

Планирование образовательного процесса в дошкольной организации – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.

Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса дошкольной организации, которая придаёт ему содержательность, определенность, управляемость. Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет их личностных характеристик и возможностей.

В проектирование образовательной деятельности включаются все специалисты ДОО: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как активные участники построения образовательного процесса. На правах партнёров они вносят предложения содержательного и организационного характера. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение педагогами того, что предстоит сделать для достижения конкретно поставленных целей и задач.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является документ по планированию образовательной деятельности в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагогов форме и утвержден локальным актом дошкольной образовательной организации.

Однако существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании образовательного процесса:

- объективная оценка уровня организации образовательного процесса в момент планирования;

- выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с основной образовательной программой дошкольной организации, по которой организуется образовательный процесс;

- возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;

- чёткое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

- выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием реального планирования образовательной деятельности является учёт специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования. Как бы ни был оформлен документ по планированию организации образовательного процесса с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

- основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

- на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- на принципе комплексности образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируется общая культура личности дошкольника, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

- планируемое содержание и формы организации образовательного процесса должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

В профессиограмму воспитателя в новых условиях входят: умения эффективного и рационального использования рабочего времени, анализа; прогнозирования и планирования образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей; осуществления дифференцированного подхода к образованию; грамотное и творческое сочетание и применение методик и инновационных технологий при взаимодействии с воспитанниками; осуществление педагогической деятельности в тесном контакте с родителями (законными представителями) и педагогами дошкольной образовательной организации.

Главным объектом педагогического проектирования при этом является педагогический процесс, а формой - план образовательной деятельности.

Планирование основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея комплексности содержания образовательных областей вокруг единой общей темы, которая на определенное время становится объединяющей.

Тематика определяется на основе содержания программы, а также сочетания темообразующих факторов в числе которых:

- реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (природные явления, общественные события, праздники);

- воображаемые события, взятые из художественных текстов при их прочтении детям;

- события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач - внесение в группы необычных предметов, незнакомых детям, вызывающих интерес, исследовательскую активность или стимулирующих созидательную деятельность);

- события, происходящие в жизни группы, «заражающие» детей, корни которых лежат в средствах массовой коммуникации, игрушечной индустрии.

Педагогическая деятельность вовремя организации образовательного процесса в рамках темы должна быть направлена на поддержание интереса к ней, пополнение развивающей среды раскрывающими тему материалами, на сохранение собственной творческой и методической готовности поддерживать тему новыми идеями и ресурсами.

На этапе выбора темы стимулом может быть поездка кого-либо из детей в отпуск, прочитанная книга, приближение календарного праздника, смена сезонов, посещение театра, спортивное мероприятие, групповая экскурсия и т.д.)

Воспитатель может и должен использовать прием «культурного продавливания» темы: подхватывание детских разговоров, использование наглядной информации, размещенной в пространстве группы, чтение, экскурсия, «модель трех вопросов» (Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?) Методика работы с «моделью трех вопросов» (Л.В. Свирская) может быть методически оформлена как индивидуальная работа с детьми в виде познавательной беседы. Высказывания детей записываются печатными буквами на специально оформленном бланке с указанием автора, который вывешивается в приемной для ознакомления с ней родителей, которые тоже могут принять участие в обсуждении плана работы. Все предложение воспитанников и родителей находят отражение в плане образовательной деятельности на текущий период планирования.

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно-тематическом принципе.

Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное, модульное.

Основными принципами модульного планирования являются:

- комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;

- построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;

- реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.

Рассмотрим пример модульного планирования в виде «Плана проекта образовательной деятельности».

Пишется он на месяц, берется две смежные темы, каждая по продолжительности 2 недели.

Но прежде чем воспитатель перейдет непосредственно к планированию, он должен предположить те результаты, которые он хочет достичь. (Предполагаемый результат)

Структурными компонентами модульного проектирования образовательного процесса могут выступать взаимосвязанные модули.

Модуль 1. «Основные направления реализации образовательных областей программы» (Игровая деятельность, Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»)

Задачи:

Игровая деятельность. Поддерживать проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; и т.д.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: Приучение самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: учитывать права других детей, соблюдать очередность, проявлять терпение, не вступать в ссоры, не перекладывать свою работу на других детей, проявлять настойчивость.

 

Образовательная область «Познавательно развитие».

Накопление представлений о планете Земля и околоземном пространстве. Освоение особенностей поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья), о природоохранной деятельности человека (он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники). Раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное понимание самоценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь).

 

Образовательная область «Речевое развитие». Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и

возможности детей. Самостоятельное использование в речи разных типов предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе посещения знакомства с репродукциями картин художников, стимулирования коллекционирования, творческих досугов, рукоделия, проектной деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие» Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений. Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Модуль 2. «Взаимодействия педагога с детьми»

  1. Организованная образовательная деятельность.
  2. Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах.

Модуль 3. «Самостоятельная деятельность детей» (организация условий для самостоятельной деятельности детей, т.е. создания развивающей предметно – пространственной среды, позволяющей ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного, реализовать свое право на свободу выбора деятельности, применить знания, полученные в ходе общения и взаимодействия со взрослым в самостоятельной деятельности и реализующегося через предметное наполнение развивающих центров).

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды
  2. Детская инициатива в различных видах деятельности (способы направления и поддержки детской инициативы «недирективная помощь»)

Модуль 4. «Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников» (педагогический мониторинг, педагогическая поддержка, психолого – педагогическая поддержка семьи повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей)

Представленные компоненты модульного проектирования образовательного процесса способствуют построению образовательного процесса в контексте современных требований.
Наметив ориентиры, необходимо определить, чем заполнить образовательный процесс в дошкольной образовательной организации, чтобы ребенок мог активно развиваться в обозначенном направлении.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Администратор
Просмотров: 380 | Загрузок: 23 | Рейтинг: 0.0/0