Создание мини-музея «Локомотивное депо»
[ Скачать с сервера (27.2 Kb) ]04.06.2017, 13:15

Конспект ООД в старшей группе
Познавательное развитие с элементами формирования элементарных математических представлений

                                                                                                                              Каюрова А.Н., 

                                                                                      воспитатель МБДОУ ДС №123 "Тополёк"
Тема: «Создание мини-музея «Локомотивное депо»
Цель: формирование системы знаний воспитанников о роли железной дороги в современном обществе, видах железнодорожного транспорта, разнообразии железнодорожных профессий. 
Программное содержание:
1.    Уточнить знания о работе железнодорожников. Систематизировать представления о разнообразных видах железнодорожной техники. Расширять знания об истории развития железной дороги. Закреплять умения разбивать множества на части и воссоединять их. Формировать умение сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал). Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). Продолжать формировать представление о равенстве: правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп. Закреплять знания о геометрических фигурах.
2.    Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей.
3.    Формировать знания безопасного поведения детей вблизи железнодорожных объектов. Расширять представления о содержании музейной культуры. Воспитывать интерес к профессии железнодорожника.
 Предварительная работа: экскурсия в музей Старооскольской дистанции пути имени Морозова Б.А.
Демонстрационный материал: фотографии музея, математические пазлы, объекты мини-музея.
Раздаточный материал: карточки для сравнения предметов, математические знаки, счетные палочки на каждого ребенка.
Технические средства: презентация, видео, звуки движения поезда, игры, открытия музея.
Ход работы:
Слайд 1. Дети входят в группу, приветствуют гостей.
Воспитатель: Ребята, давайте прислушаемся. Что напомнят вам эти звуки? Какие воспоминания связаны у вас с железной дорогой?
Звучит стерео звук поезда.
Ответы детей.

Слайд 2. Воспитатель: А еще я хочу вам напомнить о том, что совсем недавно мы посещали музей Старооскольской дистанции пути имени Морозова Бориса Александровича. Давайте вспомним эти моменты. Какие экспонаты вы увидели в музее? Кому принадлежат эти вещи? Как расположены эти экспонаты? Чем знаменит человек, именем которого назвали музей?
Ответы детей.
Воспитатель: Музей – это греческое слово. «Муза» – богиня творчества, красоты, а слово «muzeon» – дворец музы. Самый первый музей был открыт очень давно, несколько веков назад, в Греции. Музей – это место под открытым небом, здания, дворцы, где собраны коллекции вещей по темам, по видам. Но бывают и малые музеи: дом, квартира, комната. Сегодня я предлагаю и нам оформить в группе мини-музей «Локомотивное депо». Что такое локомотивное депо?

 
А вам я предлагаю стать музейными хранителями. Музейный хранитель – специалист музея, который обеспечивает достойное хранение, учет, документирование и экспонирование фондов музея. Но прежде чем начать его создание давайте познакомимся с историей возникновения железных дорог. А помогут нам в это Фиксики. 

 

Слайд 3,4. Просмотр мультфильма «Железная дорога».
Воспитатель: Когда появились первые железные дороги? Какими рельсы были сначала? Кто возил первые локомотивы? С помощью каких веществ паровоз приходил в движение? Какие вы знаете современные электропоезда?
Воспитатель:
Давайте рассмотрим и посчитаем электропоезда.

Слайд 5,6

 

1.    Сапсан курсирует на линиях Москва — Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород. Электропоезд способен развивать скорость до 300 км/час.Слайд 7,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7,8

2.    Скоростной поезд «Аллегро» курсирует между Санкт-Петербургом и столицей Финляндии Хельсинки. Его скорость может достигать 220 км/час.

Слайд 9,10

3.    ЭС «Ласточка». Этот скоростной электропоезд, курсирующий в Краснодарском крае, можно с полным основанием считать «самой дорогой электричкой России». «Ласточка» – один из самых затратных проектов, связанных с Олимпиадой-2014. Кстати, буквы ЭС в названии поезда и означают «Электросименс».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11,12

4.    «Стрижи» курсируют по маршруту Москва - Нижний Новгород. В поезде испанские вагоны, а локомотивы отечественные.

 

 

 

Слайд 13

5.    На маршруте Москва – Адлер курсирует поезд № 103 с двухэтажными вагонами, выпускаемыми на Тверском вагоностроительном заводе. 



Сколько электропоездов вы увидели?
Паровоз состоит из локомотива, тянущего весь состав, а также вагончиков, которые к нему прицепляются. Вагоны бывают пассажирские, грузовые, товарные (цистерны). Кого перевозят пассажирские вагоны? (людей). Грузовые? (открытые грузы). Товарные (закрытые грузы).
А теперь я предлагаю приступить к созданию мини-музея. Но для этого надо ознакомиться с экспонатами и произвести некоторые расчеты.
А сейчас, ребята, давайте немного отдохнём и поиграем.
Игра малой подвижности «Доставка груза»
Игра заключается в следующем: вам предстоит доставить груз по железной дороге из столицы нашей Родины – города Москвы в свой родной город Старый Оскол. Саша у нас будет – «локомотивом», а вы «грузовыми вагонами», но есть одно условие – груз должен быть доставлен в целости и сохранности и точно в срок.
Воспитатель даёт команду:
- Встали на рельсы. 
(дети становятся друг за другом на дорожку с изображением железнодорожных путей)
- Загрузили вагоны.
(кладут мешочки для метания на голову)
- Подошёл локомотив.
(впереди становится ребёнок с изображением локомотива на груди)
- Поехали!
Звучит музыка (под музыку дети движутся, изображая грузовой состав, стараясь не уронить мешочки)
Воспитатель: Итак, наш поезд прибыл на станцию Старый Оскол, детский сад №123, мини-музей «Локомотивное депо», груз успешно доставлен, можно разгрузить вагоны. Молодцы, хорошо справились с заданием. 
Теперь попрошу вас разделиться на две команды и выяснить порядок расположения частей паровоза.

Дидактическая игра "Математические пазлы"
Воспитатель: Чтобы составить паровоз ваша команда как расположила цифры? (в прямом порядке). Пожалуйста, Вадим, назови цифры в прямом порядке.
А ваша команда как расположила цифры? (в обратном порядке) Вероника, назови, пожалуйста, цифры в обратном порядке.
А сейчас я вас попрошу послушать одну задачу внимательно:

Слайд 14-21 

Ехал поезд через мост
Вёз вагонов целый хвост 
По путям и шпалам, 
А не где попало.

Вот вагон с моим дружком,
Вот вагон с большим мешком,
Вот вагон с картошкой 
И сердитой кошкой.

Вот вагон для комаров,
Вот вагон с вязанкой дров,
Вот вагон с тележкой.
Вылезай, не мешкай!
Сколько вагонов вез поезд?
А теперь приглашаю вас за столы, чтобы произвести сравнительный анализ музейных экспонатов. Определите, какая группа предметов больше, а какая меньше? Расставьте знаки, которые лежат на тарелочках.

Слайд 22,23

Как называют те знаки, которые вы расставили? Какие еще есть математические знаки? Для чего нужны математические знаки? 
Отлично ребята! Действительно, математические знаки нужны для того, чтобы  сравнивать и производить вычисления.

Знаки могут быть и другими. Посмотрите на слайд, какие знаки изображены на нем? Что они обозначают?

Игровое задание со счетными палочками.
Материалы: счетные палочки.
Ход: воспитатель дает детям задание:
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
4. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).
5. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).
6. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).
А сейчас приглашаю вас в круг на проверку вычислительных навыков.
Малоподвижная игра «Назови на один больше (меньше)»
Воспитатель кидает мяч и называет число. А ребенок, отбрасывая мяч обратно воспитателю, называет число на один больше (меньше) А сейчас давайте поиграем еще в одну игру. Она называется «Назови на один больше (меньше)»
Дидактическая игра «Расставляем экспонаты»
Нужно взять экспонаты и расставить  их на трех полках:
Не забываем, что экспонаты требуют бережного обращения.
1 полка – экспонаты этой группы, сделаны из дерева,
2 полка – экспонаты этой группы, сделаны из металла.
3 полка – экспонаты  этой группы, сделаны из бумаги.

Слайд 24,25

 

 

Молодцы, вы правильно, бережно и красиво расставили экспонаты на полки нашего музея. Право открыть наш мини-музей «Локомотивное депо» мы предоставляем почетному гостю, заведующему детским садом №123 Хлебниковой Елене Васильевне. (Звучат фанфары)
Наши экскурсоводы расскажут о профессиях железнодорожников.

1. Проводник.
С нами он в вагоне едет,
И в пути за всё в ответе,
Чай и свежее бельё
Пассажирам выдаёт.
Остановки объявляет,
В вагоне чисто подметает,
На колёсах жить привык,
Потому, что - Проводник. 

2. Диспетчер
Поезд стоит, делать нечего,
Но поступила команда диспетчера,
Он дирижёр для железных дорог,
Поезд отправит в назначенный срок.
Его задача развести друг с другом поезда,
Чтоб не столкнулись на пути
Составы никогда. 

3. Машинист
Друг за другом я вагоны 
К тепловозу прицепил. 
Загорелся свет зелёный. 
Вот и поезд покатил! 
Быстро крутятся колёса, 
Мы объедем целый свет. 
Нету лучше тепловоза, 
Машиниста лучше нет. 

4. Стрелочник
По рельсам ходят поезда,
Проложен прямо путь,
Но как же поездам тогда
Куда-то повернуть?
На помощь стрелочник придёт,
И рельсы разведёт - сведёт,
Чтобы состав направить, 
Налево и направо. 
Наша работа подошла к концу. Что интересного вы сегодня отметили в создании нашего музея?

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Администратор
Просмотров: 1407 | Загрузок: 189 | Рейтинг: 0.0/0