Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы
[ Скачать с сервера (45.0 Kb) ]28.07.2015, 22:09

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы.

Каюрова А.Н., воспитатель

Ансимова В.В., воспитатель

Дидактические игры математического характера для детей младшего дошкольного возраста содержат большие возможности расширять и закреплять знания о количестве: «один» и «много»; о равенстве предметов, понимать выражения: столько — сколько, поровну, по одному — много, ни одного. Сравнивая предметы, усваивать их величины: длиннее — короче, одинаковые, выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, больше — меньше. Определять форму: круг, квадрат, треугольник. Различать пространственные направления: вперед, назад, направо, налево. Ориентироваться во времени: утро, день, вечер, ночь.
Дидактические игры могут проводиться в этом возрасте утром, как все занятие или часть его, и во вторую половину дня.

 

Дидактическая игра «Найди фигуру»

Цель:                  

              Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры:

             На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке геометрические фигуры разного цвета и размера. Взрослый просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький желтый квадрат и т.д.

                           

 

Дидактическая игра «Какая игрушка?»

Цель:

             Учить у детей развивать воображение, учить подбирать предметы по схематическим изображениям.

Ход игры:

              Дети подбирают к карточкам  предметы похожей формы.

 

 

Дидактическая игра «Чего не стало?»

 

Цель:

 

             Учить детей раскладывать и подбирать похожие по цвету флажки и шарики и определять по цвету чего не стало.

Ход игры:

 

             На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке карточки с изображениями флажков и шариков разного цвета. Взрослый просит найти и показать флажок и шарик одинакового цвета.

                                                                                    

 

Дидактическая игра «Веселые фигуры»

 

Цель: 

             Учить анализировать образец и составлять по образцу из геометрических фигур предметы (человечки).

Ход игры:

              Ребенок собирает из геометрических фигур предметы, ориентируясь на образец.

 

 

Дидактичекая игра «Воздушные шары»

 

Цель:

             Учить детей обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета. Закрепить знания основных цветов и их оттенков.

Ход игры:

             Предложить детям подобрать шарик к ниточке такого же цвета.

 

 

Дидактическая игра «Куда плывет рыбка?»

Цель:

              Учит складывать рыбку из геометрических фигур, формировать понятие «целое», «часть», развивать память, внимание, речь.

Ход игры:

             Дети рассматривают рыбок. Воспитатель предлагает детям наблюдать за рыбками и рассказать о том, что они заметят. Воспитатель предлагает обвести каждую рыбку пальчиком; показать туловище, голову, хвост, плавники, глаза.

Рыбки плавают в воде

Рыбка желтая, ты где?

Сколько маленьких, скажите,

Быстро вы их покажите.

                  

 

Дидактическая игра «Собери фигуру»

Цель:

              Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия, учить детей составлять простые фигуры  круг, квадрат, треугольник из частей.

Ход игры:

              Предложить из частей фигуры составить целую фигуру, постепенно усложнять, из нескольких частей разных фигур выбрать только те, которые необходимы для составления определенной фигуры.

 

 

Дидактическая игра «Противоположности»

Цель:

             Развитие речи, внимания, образной и смысловой памяти, логического мышления.

Ход игры:

В игре участвуют от 2 до 6 человек и ведущий. Карточки с красной рамкой перемешиваются. Карточки с зеленой рамкой раздаются поровну между участниками. Ведущий берет одну из карточек с красной рамкой, читает слово, написанное на ней и показывает картинку участникам игры. Тот из игроков, который считает, что эта карточка подходит к одной из его карточек, называет слово, противоположное по значению тому, что прочитал ведущий. Если мнение игрока верно, ведущий отдает ему карточку. Если мнение игрока неверно, игроки продолжают искать подходящую карточку.

             Побеждает тот, кто первым подберет пары ко всем своим карточкам.

 

 

Дидактическаягра «Найди цветок»

Цель:

             Развивать у ребенка зрительную ориентировку на узор предметов методом сличения (такой – не такой).

Ход игры:

             Взрослый кладет перед ребенком карточки, привлекая его внимание к пустым окошкам и просит найти такой же цветок и закрыть окошко. Если ребенок выполняет задание без учета ориентировки на узор, взрослый обращает его внимание, что окошко не такого цвета, как цветок.

 

 

Дидактическая игра «Помоги рыбкам 1»

Цель:

             Учить детей соотносить предметы по величине и цвету, закрепить основные цвета,  учить распределять предметы в соответствие с цветом аквариума.

Ход игры:

              Предложить ребенку подобрать аквариум для рыбок такого же цвета.

 

 

 

Дидактическая игра «Помоги рыбкам 2»

Цель:

              Учить детей соотносить предметы по величине и цвету, закрепить основные цвета.

              Учить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов.

Ход игры:

             Предложить  ребенку помочь найти каждой рыбке друзей такого же цвета, предложить сравнить их по размеру.

 

 

Дидактическая игра «Собери картинку»

Цель:

             Учить анализировать образец и составлять по образцу из геометрических фигур предметы.

Ход игры:

              Ребенок собирает из геометрических фигур картинку, ориентируясь на образец.

 

 

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Цель:

             Учить детей зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять цвет предметов и его частей, их пространственное расположение…

Ход игры:

              Сначала педагог демонстрирует детям образец, просит назвать, что на нем изображено, а также цвет предметных изображений. Затем убирает образец и предлагает сложить целую картинку из нескольких частей. При этом следует следить за тем, чтобы ребенок ориентировался на общий вид предмета, а не подставлял то одну, то другую часть картинки, находя нужную.

 

 

Дидактическая игра «Разноцветные поляны 1»

Цель:

             Учить собирать предметы одного и того же цвета, что и поляна, учить последовательности, внимательности.

Ход игры:

             В этой игре ребенок будет раскладывать силуэтные изображения игрушек разных цветов на большие цветные листы бумаги-поляны. На поляну можно класть предметы только такого же цвета, как она. При этом важно обратить внимание малыша на то, что разные предметы могут быть одного и того же цвета (красные цветок и неваляшка)- тогда поляна у них одна и та же, а одинаковые предметы могут быть разных цветов (желтый и зеленый листья) - тогда поляны у них разные. Вы можете показать разные способы выполнения задания — и последовательное сравнение каждой игрушки с цветными полянами, и предварительный отбор всех предметов одного и того же цвета, и их помещение на подходящую поляну. Приготовьтесь к тому, что ребенок может ошибаться. Если он будет собирать вместе похожие предметы разных цветов (например, листья или цветы), покажите ему способом наложения, что при этом не у всех игрушек цвет сливается с цветом бумаги, на которой они лежат. 
Также нужно развивать способность группировать предметы по признаку цвета. Вначале дети находят цвет в конкретном предмете и лишь, потом, используют его как общий признак многих предметов, разных по содержанию и форме. 

 

 

Дидактическая игра «Разноцветные поляны 2»

Цель:

              Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, учить детей определять правильно цвет и размещать предметы на соответствующем цвете картона.

Ход игры:

              Взрослый кладет перед ребенком карточки, привлекая его внимание к пустым окошкам и просит найти такой же цветок и закрыть окошко. Если ребенок выполняет задание без учета ориентировки на цвет, взрослый обращает его внимание, что окошко не такого цвета, как цветок.

 

 

Дидактическая игра «Какой шарик, такая и ниточка 1»

Цель:

              Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, развитие мелкой моторики, закрепление знаний основных цветов  и оттенков, развитие умения находить соответствующий цвет и называть его.

Ход игры:

Объясните ребенку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается.

 

 

 

Дидактическая игра «Какой шарик, такая и ниточка  2»

Цель:

Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, развитие мелкой моторики, закрепление знаний основных цветов  и оттенков, развитие умения находить соответствующий цвет и называть его.

Ход игры:

Объясните ребенку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Администратор
Просмотров: 6060 | Загрузок: 274 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0