Консультация для педагогов «РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
[ Скачать с сервера (19.1 Kb) ]25.12.2022, 16:58

У педагогов-практиков возникла необходимость в нахождении новых методов и приёмов, направленных на развитие осознанной активности ребёнка, формирование у него способности к рефлексивному контролю своей деятельности, как источнику мотива и умения учиться, развитию познавательных интересов и готовности к успешному обучению в школе.

Одним из требований, предъявляемых сегодня к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, является демонстрация педагогом профессионально правильного и грамотного окончания занятия, то есть применение им способов и приёмов рефлексивной оценки.
            Рефлексия – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

Опыт работы показывает, что начинать развитие навыков рефлексивной деятельности, можно уже со второй младшей группы с детьми четвёртого года жизни.

В теоретической литературе выделяется несколько классификаций рефлексии:
* физическую (успел – не успел)
* сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно)
* интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
* духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Второй вид классификации, наиболее приемлем для использования в практике дошкольного образования:
* рефлексия настроения и эмоционального состояния
* рефлексия деятельности
* рефлексия содержания учебного материала.

С детьми младшего дошкольного возраста хорошо использовать только рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, используем разнообразный наглядный материал (маркеры настроения): смайлики настроений (двух видов), звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов.

Предложить оценить своё настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается), обязательно попросить обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер.

Практика показывает, что в начале все дети выбирают положительные маркеры, но при систематическом использовании рефлексивных приёмов, они начинают осознанно подходить к выбору маркеров и объяснять свой выбор («У меня получился красивый рисунок», «Я постарался», «Отвечал много» или «Мой снеговик развалился, потому что плохо скрепил…», «У меня плохое настроение и рисунок некрасивый»).
Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется.

К старшему дошкольному возраста таких маркеров может быть уже четыре или пять:

* радостный,
* улыбающийся,
* задумчивый/грустный,
* слезливый,
* сердитый.

Рефлексию настроения или эмоционального состояния можно проводить, используя приём «Огонёк общения».

Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

- сегодня меня порадовало…

- сегодня меня огорчило…

Или, когда ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелёный самому умному, продуктивному; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. Затем педагог смотрит, у кого получился самый большой букетик? Спрашивает детей: «Как вы думаете, почему?».
            Рефлексию деятельности лучше применять со среднего дошкольного возраста.
1. Метод «Незаконченное предложение» или «Я начну, а ты продолжи…»
- Сегодня на занятии было самое интересное….

- Мне особенно понравилась…

- Я не очень понял…

- Мне еще хотелось бы заняться …

или ....
- Сегодня я узнал…
- У меня получилось…
- Было трудно…
- Меня удивило…
- Было интересно…
- Теперь я умею…
2. «Светофор»
Дети сигналят карточками:
* Зелёной – побольше таких дел, поучительно;
* Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно;
* Красной – дело не понравилось, скучно.
3. «Сказочное дерево»
Дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
* Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
* Цветок – довольно неплохо;
* Зелёный листик – не совсем удовлетворён;
* Жёлтый листик – неудовлетворённость.
4. Метод «Лестница успеха»
Детям предлагается разместить свой маркер (фотографию) на лестнице успеха, в зависимости от того, как он оценивает свои знания:
- Уверен в своих знаниях…
- В основном уверен…
- Нужно ещё повторить…
- Нуждаюсь в помощи…

Стоит отметить, что использование личностно-ориентированного подхода (например, именного маркера, фотографии ребёнка) повышает ответственность ребёнка за собственный выбор во время рефлексивной деятельности.
            Ещё одним удачным рефлексивным приёмом является использование карты-маршрута, например, во время игры-путешествия, когда дети во время самооценки отмечают фишками то место на карте, где им было интресно/скучно, трудно/легко или они узнали/научились чему-то новому.
            Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

Для того чтобы развить у ребёнка навыки самоконтроля и самооценки педагогу необходимо:

1) использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т.д.);
2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия), организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;
3) учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы;
4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.
            Таким образом, систематическая и грамотная организация воспитателем рефлексивной деятельности с детьми разного дошкольного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствующей формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию дошкольников.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Администратор
Просмотров: 62 | Загрузок: 27 | Рейтинг: 0.0/0