[ Скачать с сервера (19.1 Kb) ] | 25.12.2022, 16:58 |
У педагогов-практиков возникла необходимость в нахождении новых методов и приёмов, направленных на развитие осознанной активности ребёнка, формирование у него способности к рефлексивному контролю своей деятельности, как источнику мотива и умения учиться, развитию познавательных интересов и готовности к успешному обучению в школе. Одним из требований, предъявляемых сегодня к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, является демонстрация педагогом профессионально правильного и грамотного окончания занятия, то есть применение им способов и приёмов рефлексивной оценки. Опыт работы показывает, что начинать развитие навыков рефлексивной деятельности, можно уже со второй младшей группы с детьми четвёртого года жизни. В теоретической литературе выделяется несколько классификаций рефлексии: С детьми младшего дошкольного возраста хорошо использовать только рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, используем разнообразный наглядный материал (маркеры настроения): смайлики настроений (двух видов), звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов. Предложить оценить своё настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается), обязательно попросить обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер. Практика показывает, что в начале все дети выбирают положительные маркеры, но при систематическом использовании рефлексивных приёмов, они начинают осознанно подходить к выбору маркеров и объяснять свой выбор («У меня получился красивый рисунок», «Я постарался», «Отвечал много» или «Мой снеговик развалился, потому что плохо скрепил…», «У меня плохое настроение и рисунок некрасивый»). К старшему дошкольному возраста таких маркеров может быть уже четыре или пять: * радостный, Рефлексию настроения или эмоционального состояния можно проводить, используя приём «Огонёк общения». Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят: - сегодня меня порадовало… - сегодня меня огорчило… Или, когда ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелёный самому умному, продуктивному; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. Затем педагог смотрит, у кого получился самый большой букетик? Спрашивает детей: «Как вы думаете, почему?». - Мне особенно понравилась… - Я не очень понял… - Мне еще хотелось бы заняться … или .... Стоит отметить, что использование личностно-ориентированного подхода (например, именного маркера, фотографии ребёнка) повышает ответственность ребёнка за собственный выбор во время рефлексивной деятельности. Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника. Для того чтобы развить у ребёнка навыки самоконтроля и самооценки педагогу необходимо: 1) использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т.д.);
| |
Просмотров: 62 | Загрузок: 27 | |
Консультация для педагогов «РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»