Развитие эмоциональной сферы дошкольников через музыкально-художественную деятельность
[ Скачать с сервера (34.0 Kb) ]06.05.2015, 05:32

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через музыкально-художественную деятельность


Музыкальный руководитель: 
Барышненкова Л.И.

 

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений деятельности музыкального руководителя в современном детском саду. Ведь эмоции – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребёнок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. Интегративное качество «эмоционально отзывчивый» характеризуется тем, как ребёнок «эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей. Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики. Поэтому в практике воспитания детей дошкольного возраста значительное место отводится развитию эмоциональной сферы именно средствами музыкально- художественной деятельности.
Обращая внимание на эмоциональный отклик и восприимчивость детей, в детском саду проводится непосредственно образовательная деятельность, основу которой составляют музыкальные этюды, музыкально- дидактические игры, игровые упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций и распознавание эмоциональных реакций окружающих, развитие умения адекватно выражать свои эмоции, обучающие  приёмам регуляции и саморегуляции.
Так, у детей формируются представления о чувствах, легко узнаваемых в жизни и искусстве (радость, печаль, спокойствие, страх, удивление); стимулируется возникновение адекватных переживаний, вызванных общением с разнохарактерными произведениями разных видов искусства; расширяются возможности осознания детьми выраженных в музыке эмоций. Дети без труда определяют моменты изобразительности в музыке и произведениях других видов искусства: «Здесь как- будто Алёнушка  сидит и грустит», «летит грубая и злая Баба Яга», «идёт важный и грозный Черномор», «ласковая и задумчивая Снегурочка», «весёлые и задорные
–1-
Петрушки». Данная работа позволяет обогащать личностный эмоционально- слуховой опыт детей, а также словарь, характеризующий эмоционально- образное содержание музыки.
Использование взаимосвязи музыки с разными видами искусств значительно повышает эффективность развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста. Выявление линий взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства способствует обогащению музыкального опыта детей, побуждает их к эмоционально- осознанному переживанию содержания музыки, развивает творческую активность в различных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно- речевой, музыкально- игровой). Л.С. Выготский говорит, что «ребёнок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование предоставляет ему возможность легко выразить то, что им владеет…». Необходимо использовать упражнения, в ходе которых, развивая эмоциональную отзывчивость на музыку, мы можем обучать дошкольников выражать в рисунке свои эмоции. Так, можно предложить детям прослушать фрагменты музыки Л. Делиб «Пиццикато», Л. Бетховена « Лунная соната» с закрытыми глазами, а затем нарисовать своё впечатление, свои эмоции. Тем самым развивается умение передавать контрастные эмоциональные состояния (радость, грусть).
Необходимо должное внимание уделять пению, ведь пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Через пение ребёнок осуществляет огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Даже отдельное песенное звукоподражание, например, мычание коровы, чирикание синичек в музыке всегда эмоционально окрашено: может быть беззаботным или хмурым, радостным, сердитым и обиженным. В нашем детском саду дети знакомятся с песнями различного характера: лирическими, хороводными, шуточными. Чтобы песня звучала эмоциональнее, используется ритмическое сопровождение: хлопки, топанье, покачивание кистей рук и т. д.
Посредством музыкально- игровых методик развиваются способности эмоционального отклика на музыку. В своей работе мы применяем музыкальные игры, развивающие музыкальный и динамический слух, музыкальную память и чувство ритма; музыкально- игровые композиции. В процессе игры дети выразительно и эмоционально передают игровые образы через определённые действия: групповое и сольное пение, шаг и бег, хороводный шаг, притопы, хлопки, кружения и импровизационно - подражательные движения: «кузнецы куют», «комар задорно играет на дудочке», «стрекоза танцует», «Дуня плачет». Весь этот эмоционально- игровой материал пробуждает в детях эмоциональную отзывчивость, обогащает музыкальные впечатления, наполняют жизнь радостными переживаниями и эмоциями. Музыкальные игры представляются эффективным средством диагностики развития эмоциональной сферы 
–2-
ребёнка, в частности его эмоциональной отзывчивости на музыку.
В умении различать проявления чувствительности и эмоциональной отзывчивости детей, а также в развитии и воспитании у них высших человеческих эмоций и заключается одна из важнейших воспитательных задач. Успешность и эффективность её решения зависят, прежде всего, от организации жизни детей в коллективе. Если ребёнок научится распознавать собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл, это будет серьёзным шагом на пути к овладению своими переживаниями, к выработке навыков произвольности действий и психической саморегуляции, подготовка к успешному обучению в школе, развитие коммуникативных качеств, навыками общения со сверстниками и взрослыми. И именно музыка имеет возможность воздействовать на ребёнка на самых ранних этапах. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Категория: Мои файлы | Добавил: Администратор
Просмотров: 1492 | Загрузок: 182 | Рейтинг: 4.0/1