Реализация воспитывающего потенциала русской народной культуры в ДОУ.
20.08.2015, 08:31

Реализация воспитывающего потенциала русской народной культуры в ДОУ.

Скокова О.В.

Шеховцова Т.С.

«…Самым высоким видом искусства, 
самым талантливым, самым гениальным 
является народное искусство. То есть то, 
что народом сохранено, что запечатлено 
народом, что народ пронёс через столетия…
В народе не может сохраниться то искусство,
которое не представляет ценности.
М.И.Калинин»

 

Народная культура – это высочайшее достижение народа. Она прошла долгий путь через вековой отбор настоящего, истинного.
Художественная культура  - включает в себя не только творческую деятельность живущих поколений. В первую очередь она содержит способы и формы художественной деятельности, которые созданы предшествующими поколениями.
В последние годы активно разрабатываются новые подходы к сохранению и развитию традиционной художественной культуры.
В нашей стране была  принята Федеральная программа «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства», в которой народная художественная культура входит в систему общечеловеческих ценностей.  Региональные программы так же имеют большое значение в возрождении народной художественной культуры. В них предусмотрены организационно-педагогические, научно-методические меры по поддержке различных видов народного творчества их изучения и сохранения.
В Белгородском регионе, широко представлены социально-культурные учреждения, культурно-досуговые центры, колледж культуры, институт культуры. Все  они входят в единую комплексную программу.
Основное место в региональных системах сохранения и развития народной художественной культуры занимают вузы культуры и искусства, осуществляют подготовку кадров. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры. 
Места традиционной народной художественной культуры края имеют своё, особое своеобразие – народные песни, говор, обычаи, традиции, одежду. Это явно видно, в сравнении этого своеобразия в отдельных друг от друга районах области. Сам народ, всё общество призывает к возрождению и развитию традиций народной художественной культуры, что способствует  развитию национальной культуры и творческой активности населения.
Сейчас современное общество стремится понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного  обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. И основная цель воспитания, на данном этапе – забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предыдущими поколениями.
В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования  в разных направлениях: повышается интерес к личности дошкольника, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предъявляются качественно новые требования к ребёнку как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для приобщения к народному творчеству, национальной культуре.  
Национальная культура становится для него первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Ведь при знакомстве с различными формами устного народного творчества, малыми музыкальными фольклорными формами, виден живой интерес дошкольников к народной культуре и их познавательная активность. Дети чувствуют себя частичкой своего народа, узнают о традициях и обычаях,  учатся  бережному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа; формируются нравственные ценности: о доброте, красоте, правде и верности, которые особенно актуальны в наши дни. 
Мы, педагоги ДОУ, стараемся как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, народными промыслами, привить им любовь к русской культуре и русским традициям. Сделать так, чтобы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.
Для этого нами используется разнообразный фольклор русского народа, так как он необычайно богат и разнообразен. Это колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, сказки и песни.  
Колыбельные песни – помогают просить для ребёнка здоровья, защиты, это отражение всего, чем жила мать, её думы о младенце, мечты о его будущем, о подготовке его к жизни и труду.
Пестушки – это своеобразная забота о здоровье ребёнка, особенно в первое время его роста.
Потешки забавляют, потешают, веселят, готовят ребёнка к поэзии окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовкой, нравственного и эстетического воспитания.
Скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. 
Пословицы – цвет народного ума, но этот ум, прежде всего, оберегает нравственность, это, в какой-то степени, общественное мнение народа, нравственная оценка им всех случаев жизни.
Загадки призваны развивать, приучать анализировать предметы и явления окружающей действительности. Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались очень полезным занятием, развивающим память.
Сказки являются важным воспитательным средством. Жизнь и народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка созданы друг для друга, поэтому мы очень часто используем сказки для образования и воспитания детей.
В воспитании велика и ни с чем несравнима, роль народных песен. В песнях отражается жизнь народа и его сокровенные мечты. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро и счастье человека. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, игры, праздники.
Проведение народных праздников и развлечений укрепляет традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за окружающей действительностью. Причём эти наблюдения связаны с трудовой деятельностью и общественной жизнью человека. 
Фольклорные праздники - это наиболее интересное, красивое, весёлое, коллективное с яркими впечатлениями действие. Они направлены на духовное обогащение личности, приобретение определённой системы знаний, получение необходимой информации: об обычаях и обрядах, музыкальных инструментах, божествах, былинных героях. Каждый желающий может принять  в нём участие. Можно сказать, что фольклорные праздники  объединяют в себе  все жанры народного творчества.  За это были любимы       русским народом в былые времена и остаются, такими по сей день.
Рождество, «Святочные посиделки», Масленица, Троица – вот перечень далеко не всех, проводимых нами в детском саду народных праздников. Обряды, отображающие нравственные устои, закрепляют чувство верности семье, друзьям, развивают эстетические чувства детей и содержат в себе многие другие педагогические элементы.
 Вот почему приобщение к народным традициям лучше всего проводить именно в форме детского праздника, организовывая непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития творческих способностей подрастающего поколения. В знании региональных особенностей народной художественной культуры края заключены непреходящие ценности во всех областях её проявления. Именно такие знания являются добротной основой, живыми образцами, народных традиций. Это позволяет нам сохранять и развивать национальную культуру. 
Устное народное творчество оказывает большую помощь в образовании и воспитании подрастающего поколения. Воспитание детей в  традициях народного творчества одно из ведущих направлений образования нашей области. Мы убеждены в том, что без знания народной культуры родного края невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре другого народа.   
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус, является частью его истории.   
Реализация воспитывающего потенциала народной культуры осуществимо только при благоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, в целом и её традиционной составляющей особенности; воспитание населения, на материалах народной культуры, активное участие всех желающих в любых формах народного творчества.      

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Администратор
Просмотров: 1021 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0